ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Наука и Факты, рейтинги и лайфхаки

«Гормону любви» расширяют полномочия

Oкситоцин нужен мозгу не только для социальной жизни.

Окситоцин называют «гормоном любви» или «гормоном счастья». Ученые выяснили, что он усиливает социальную привязанность, открывая «эмоциональные каналы» в общении с близкими людьми. Изначально считалось, что он нужен только для родов. Ведь окситоцин действует на мускулатуру матки. Но позже выяснилось, что он играет большую роль не только в отношениях между матерью и ребёнком. Под действием окситоцина нам хочется общаться не только со своими детьми, но также с возлюбленными и с друзьями.

Окситоцин необходим разным зонам мозга

Исследователи из Университета Осло проанализировали в разных областях человеческого мозга активность генов, в том или оной степени относящихся к окситоцину. Сам окситоцин синтезируют нейроны гипоталамуса, но оттуда он может отправляться в разные нейронные цепи. Будучи нейромедиатором, он помогает нейронам передавать друг другу сигналы. У клеток, которые используют окситоцин в качестве нейромедиатора, должны быть соответствующие рецепторы.При этом должны работать гены, которые кодируют эти рецепторы.

Ученые искали, где работают гены окситоциновых рецепторов, и как их неполадки могут быть связаны с теми или иными особенностями психики. Выяснилось, что окситоцин нужен самым разным зонам мозга, вплоть до обонятельных центров. И что удивительно, не все эти зоны имеют прямое отношение к положительным эмоциям и социальности. В частности, много окситоциновых рецепторов оказалось в участках мозга, связанных с обучением, с ощущением удовольствия от награды, с чувством страха и даже с обонянием и вкусом. Очевидно, что окситоцин играет значительную роль в регуляции аппетита и обмена веществ.

Все эти эмоции и чувство страха, и удовольствие от награды, и даже аппетит очень часто вовлечены в социальные отношения. С какими-то людьми нам приятно пообедать вместе, а кого-то мы опасаемся и стараемся находиться на расстоянии.

Не пропусти!  В какое время суток заниматься спортом эффективней?

Таким образом,  не стоит сводить роль нейромедиаторов и зон мозга к одной-двум функциям. Как миндалевидное тело у нас уже давно не только «центр страха», так и окситоцин явно не только «гормон любви». Даже в отношении социальных сигналов, окситоцин может вести себя по-разному. В зависимости от социального контекста он способен ввергать в состояние тревоги и депрессии, вызывать недоверие и даже отторжение по отношение к другому человеку. И в этом смысле он похож на серотонин, который вызывает не только счастье, но и депрессию.

Источник

Читайте также: Сводки от ополчения Новороссии.

Зачет(2)Пересдача()