В Великом Новгороде найден древнейший мост - Интересные факты

Древнейший мост города был очень сложным сооружением и мог блокировать «Великий Волжский путь» и путь «Из варяг в греки».

Площадка для подводных исследований. 

Дно Волхова на снимках эхолота.

Трёхмерная реконструкция опоры моста 10 века.

 

Участок опоры, открытый в 2018 году.

Единственная в своем роде подобная конструкция

На дне Волхова обнаружили остатки моста 10 века. Это не только древнейшая подобная конструкция в Великом Новгороде, но и очень сложная для того времени. Мост был большим, дорогостоящим и с очень длинными пролётами, как минимум 17-метровыми.

Автором открытия древнейшего моста является руководитель Новгородской подводной экспедиции Института археологии Российской Академии Наук Айвар Степанов. Он отмечает, что длинный пролет из дерева – это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции были известны в мостостроении, но для 10 века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства.

В первой половине 10 века Новгород еще не был городом в полном смысле этого слова. Он состоял из трёх посёлков: двух – на левом берегу Волхова, и одного – на правом. О мосте, который соединял берега реки, сохранилось множество летописных свидетельств. Самое раннее летописец датировал 989–990 годами, но это сообщение сомнительное – оно сохранилось только в пересказе 18 века. Тем не менее, археологам удалось подтвердить сам факт существования моста в 10 веке.

Исследование дна Волхова

В 2017 году экспедиция исследовала дно Волхова многолучевым эхолотом. Он позволил обнаружить ряд «бугров», которые шли параллельно мосту 12–13 веков. В 2018 году археологи раскопали один из участков этого ряда. Они сняли слой толщиной 1,5 метра с находками 14–16 вв., под ним оказались остатки опоры моста, неизвестного ранее. Опора была сложена из сосновых и еловых брёвен. Радиоуглеродное датирование показало период между 932 и 946 годами. Научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Сергей Трояновский считает, что находка моста столь раннего периода – настоящая сенсация. Она в корне меняет сложившиеся представления о ранней топографии и истории Новгорода.

Мост стоял на ряжевых опорах. Ряж или городня – это пятиугольный или шестиугольной деревянный сруб. Городню выводили на нужную точку, а потом накидывали на неё венцы. Так делали до тех пор, пока она не опускалась на дно и не начинала возвышаться над водой. Затем её забутовывали камнями. Остатки опоры, открытые археологами, сохранились на семь венцов, в плане сруб был пятиугольным. Мосты подобной конструкции характерны для древнерусской архитектуры. На небольших реках Русского Севера такие сооружения используются до сих пор.

Как уже отмечалось, между опорами древнейшего новгородского моста было большое расстояние – не менее 17 метров. Столь длинные пролёты должны были поддерживаться дополнительными свайными или рамными опорами. Или же они были сложной конструкции: комбинированной трапецеидальной или подкосно-ригельной. Айвар Степанов рассказывает о том, что поставить такие пролёты из дерева – это невероятно сложно. У древнего моста было меньше 15 опор, в то время как у моста 12–14 веков их было 23. Получается, что пролеты древнего моста были в два раза длиннее.

Перекресток двух речных путей — «Великого Волжского» и «Из варяг в греки».

Интересный факт, что новгородцы выбрали для своего моста самый узкий и глубокий участок реки. Вряд ли он служил только для того, чтобы переходить из одного посёлка в другой. Мост мог быть и своеобразным укреплением, которое контролировало проход судов по Волхову. Как известно, Великий Новгород стоял на перекрёстке двух речных путей – «Великого Волжского» и «Из варяг в греки».

Похожие мосты-укрепления строили в средневековой Европе. Так, в 862 году король франков Карл Лысый построил мосты через Сену, которые преградили путь норманнам. Подходы к мосту в Пон-де-л’Арше охраняли два форта. Когда норманны пошли на Париж, Карл закрыл реку «боронами», и это позволило задержать скандинавов на четыре месяца. Такие же мосты стояли в Понтуазе и Париже. Мост Петит Понт выдержал осаду, но рухнул из-за сильных дождей, и только после этого норманны смогли взять Париж.

Более 4000 артефактов

Археологи нашли на дне Волхова больше четырёх тысяч артефактов. Увидеть их можно будет летом: их выставят в новом музее, который появится недалеко от древних мостов, в караульном доме команды путей сообщения 19 века. В музее будет своя лаборатория, которая позволит обрабатывать и консервировать находки.

Дно Волхова археологи исследуют с 2005 года. В исследованиях участвуют Новгородская экспедиция Центра подводного археологического наследия, Новгородский музей-заповедник и областная Федерация подводной деятельности. Финансирует исследования и создание музея «Инженерно-технический центр специальных работ и экспертиз.

Источник

Добавить комментарий