ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Наука и Факты, рейтинги и лайфхаки

Для здоровой старости подобрали гены

Статистика здоровой продолжительности жизни и генетические данные помогли выявить гены, от которых зависят хронические возрастные болезни.

Старение идёт рука об руку со многими хроническими заболеваниями. Однако на самом деле связь между тем и другим, если задуматься, не всегда очевидна. С возрастом организм изнашивается,  становится более ослабленным, а значит и болеет чаще. С другой стороны, все люди стареют по-разному. Кто-то до преклонных лет остаётся более-менее здоровым, а кто-то даже раннюю старость встречается с набором самых разных болезней.

Взаимосвязь между старением и хроническими заболеваниями на генетическом уровне

Исследователи из биотехнологической компании Московского физико-технического университета, Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН вместе с коллегами из Университета Эдинбурга и других научных центров провели исследования. В ходе которых ученые выяснили генетическую взаимосвязь между старением и некоторыми хроническими болезнями.

Ученые проанализировали данные более 300 000 британцев в возрасте от 37 до 73 лет. Для анализа использовали медицинскую статистику, касающаяся продолжительности жизни, заболеваний, а также результаты генетических исследований. Известно, что риск смерти от всех причин растёт по экспоненте, начиная с 40 лет и удваиваясь примерно каждые 8 лет – это так называемый закон Гомперца. Риски возрастных заболеваний с возрастом тоже растут экспоненциально и удваиваются со скоростью, близкой к закону Гомпертца. Очевидно, что и смертность, и риски заболеваний регулируются старением.

12 зон, влияющих на здоровую продолжительность жизни

Чтобы понять, какие гены здесь задействованы, можно было бы обратиться к долгожителям. Но с долгожителями возникает много проблем, начиная с нехватки нужного количества генетических данных, и заканчивая неточными данными о возрасте долгожителей. Поэтому исследователи пошли иным путём – они использовали здоровую продолжительность жизни, чтобы понять, какие генетические факторы контролируют скорость старения. Результаты, полученные на данных британцев, подкрепили данными других этнических групп, среди которых были африканцы, китайцы и выходцы с Карибских островов.

Не пропусти!  Как омолодить мозг и улучшить память?

В результате в человеческом геноме удалось обнаружить двенадцать зон, влияющих на самую здоровую продолжительность жизни. По крайней мере, три из них, по словам исследователей, оказались ассоциированы с риском сразу нескольких заболеваний и одновременно со здоровой продолжительностью жизни. Во-первых, это область гена HLA-DQB1, который тесно связан с хронической болезнью легких, диабетом, раком и деменцией. По данным других работ ген HLA-DQB1 связан также с продолжительностью жизни. Во-вторых, это зона вокруг гена TYR – разные варианты последовательностей в ДНК в ней позволяют предсказать смерть в том или ином возрасте, а также оценить шансы болезней сетчатки. В-третьих, это участок C20orf112 на 20-й хромосоме – он не связан ни с одним из заболеваний, но, тем не менее, влияет на здоровую продолжительность жизни.

Иными словами, не обязательно искать долгожителей, чтобы изучать генетические варианты, которые помогали бы дольше прожить, или, наоборот, повышали бы с возрастом риск хронических болезней – это можно сделать в полногеномных исследованиях с большим массивом прочитанной ДНК. И именно такие исследования в перспективе должны помочь нам сделать так, чтобы старость была и долгой, и здоровой.

Источник

Читайте также: Сводки от ополчения Новороссии.

Зачет(1)Пересдача()